Таможня на Буковине - это крупный бизнес, в котором крутятся огромные деньги
- 22.02.2009 12:46Девятого января в служебной квартире был найден без признаков жизни 27-летний офицер Кельменецкого пограничного отряда Владислав Салагора. По выводам судмедэкспертизы, причиной смерти стало отравление угарным газом «без физического вмешательства со стороны». Областная военная прокуратура отрабатывает восемь версий трагедии, главная среди которых — нарушение правил эксплуатации печного отопления.
В самих же Черновцах мало кто верит в трагическую случайность. Гибель бывшего сотрудника Службы безопасности Украины в Черновицкой области связывают с профессиональной деятельностью его отца — генерал-лейтенанта таможенной службы, руководителя ликвидированной сейчас Вадул-Сиретской таможни (буковинский участок украинско-румынской границы) Николая Салагора, известного своей активной борьбой не только с контрабандистами, но и с руководством Гостаможслужбы, а в последнее время — и областного управления СБУ. В одном из интервью СМИ господин Салагор открытым текстом заявил, что после того, как он категорически отказал уже бывшему (в этой истории вообще много бывших) начальнику областной Службы безопасности Василию Парайко открыть на таможне коридор для перевозки новых арабских авто по вдвое заниженной таможенной стоимости, на его сына начали оказывать неистовое давление. Вплоть до того, что он вынужден был уйти из системы.
Вскоре с должности был снят и В.Парайко, причем с выводом за штатное расписание. «У меня нет оснований непосредственно обвинять кого-то в смерти единственного сына, — говорит Николай Салагор. — Знаю одно: за свою непримиримую позицию я заплатил слишком высокую цену, потеряв все, что можно было в этой жизни потерять».
Напомним: в 2005 году генерал Салагор, занимая должность первого зампреда Гостаможслужбы Украины, непосредственно руководил программой «Контрабанда-стоп». Вместе с перекрытием контрабандных каналов и увеличением налоговых поступлений таможни тогда очистились от немалого количества людей, в том числе и высших чиновников, успевших запятнать служебный мундир.
— В нашей системе таких всегда хватало, — рассказывает Николай Салагор. — Не каждый способен выдержать соблазн быстрыми и крупными деньгами. Но такого засилья непрофессионалов и откровенно коррупционных элементов, от которых в свое время с трудом избавились и за которыми тянутся длинные шлейфы уголовных дел, такой дискредитации таможенных органов и развала системы, как сейчас, при руководстве Гостаможслужбой Валерием Хорошковским, еще не было. Когда в Одессе заместитель начальника таможни берет взятку на треть миллиона долларов, когда президент вслух называет одного из руководителей таможенной службы «настоящим бандитом», — это, знаете, переходит все границы.
— Но размеры взяток растут соразмерно вкладу таможенников в государственную казну.
— Да, везде говорят о больших достижениях таможенной службы. Но существует обратная сторона медали: полный внешнеторговый дисбаланс в стране, неслыханное затоваривание импортом внутреннего рынка и сознательное давление на отечественного товаропроизводителя, колоссальное вымывание валютных средств за границу и подрыв экономики. Инфляция гривни и оставшийся шаг к дефолту на совести не только Нацбанка, а в первую очередь — таможни.
Чтобы теневые обороты и коррупционные схемы имели возможность процветать дальше, высшее руководство всеми средствами выживает неугодных сотрудников. Из системы вынуждены были уйти — разумеется, не по собственному желанию — профессионалы, проработавшие не один десяток лет и находившиеся на хорошем счету. Вместо этого здесь пригрелись бывшие милиционеры с сомнительным послужным списком, которые, очевидно, считают таможню двумя метрами приватизируемой ими границы и четко исполняют любые противоправные указания свыше.
— «Чистые» таможни — утопия. Их не было и тогда, когда вы лично занимали высокие должности в Гостаможслужбе.
— Конечно, можно говорить только о минимизации негатива. Единственное, чего невозможно допустить при любых раскладах, — чтобы Гостаможслужба была «крещеным отцом» контрабандистов.
Почему ликвидировали Вадул-Сиретскую таможню и с нарушениями действующего законодательства создали взамен Черновицкую? Официальное объяснение — с целью оптимизации деятельности структуры таможенных органов. Это действительно так. Но в том смысле, чтобы буковинские терминалы по принципу сообщающихся сосудов взяли на себя часть турецкого и сирийского товара, «разгрузив» этим южные таможни.
Ведь с моим приходом на эту таможню разрушены нелегальные схемы перемещения товаров на таможенную территорию страны. Раньше, по таможенным декларациям, здесь шли сплошные канцелярские скрепки, школьный мел и носки весом 10 кг пара. Сейчас вся «черная» и «серая» контрабанда вынуждена следовать через Одессу. Некоторые из тамошних коллег уже насквозь проворовались. Срочно надо по крайней мере продемонстрировать там борьбу с контрабандными потоками. Следовательно, иметь запасной и стабильный канал для их переориентации. Не терять же некоторым огромные прибыли. Для этого меня, в частности, и вынуждали дать зеленый свет арабским автомобилям, завозимым сейчас через юг. Или, например, латиноамериканскому мясу, о котором настойчиво просил один нардеп, добивающий меня своими депутатскими запросами в правоохранительные органы. Таких обращений от уважаемых госслужащих высших рангов и должностей — множество. Но мы ни с кем не вступали в сговор. Пока я руковожу таможней, ее не могут криминализировать и поставить там своих людей.
— Не легче ли снять вас с должности, не прибегая к реорганизации?
— Было бы за что — давно бы сняли. На это брошены все средства дискредитации. На меня писали жалобы. Таможню перетряхивали многочисленными проверками, которых только в прошлом году было более двух десятков. Но не нашли никаких нарушений в ее работе, за которые можно было бы привлечь к ответственности меня или моих подчиненных. В то же время в докладных и служебных записках, с которыми меня даже никто не знакомил, засланные контролеры преднамеренно искажали факты, подавая неправдивую информацию.
Ничего не нашли и во время так называемой спецоперации «Цунами», когда сотрудники Службы безопасности полгода круглые сутки дежурили на пунктах пропуска, беря, в сущности, на себя функции таможенных органов. Правда, возбудили дело о коррупции против одного из инспекторов за то, что он пропустил в Румынию неполную канистру бензина, но проиграли ее в Верховном суде. Кстати, вся оперативная информация от СБУ о возможной контрабанде оказывалась нулевой.
В последние годы показатели деятельности таможни возросли в несколько раз, были возбуждены серьезные уголовные дела по контрабанде наркотиков, сигарет, боеприпасов, предметов древности и искусства. Что интересно, «папиросные» дела так и не дошли до суда — в СБУ их просто закрыли. А меня упрекают за пять уголовных дел против работников таможни. Дескать, это свидетельствует о системности правонарушений. Но никто не говорит, что они были выявлены по материалам служебных расследований, проведенных руководством таможни. Я обязан это делать, потому что никогда не покрывал преступлений.
— Николай Михайлович, может, вы просто задеты тем, что не вас назначили руководить новообразованной Черновицкой таможней? Народный депутат Петр Гасюк откровенно заявляет, что вы отстаиваете сейчас исключительно личные интересы.
— Не за себя — за державу обидно. За систему, которой я честно служу свыше 20 лет. Что же касается новой таможни — вспомните мои слова: она станет еще одним пунктом накопления контрабандного товара, который будет распространяться в стране или идти транзитом дальше. В таможне в Черновцах нет собственных помещений. Она их арендует на бывшем военном заводе «Гравитон» в одной из частных финансовых структур, которая в свое время правдами и неправдами приобрела за бесценок огромное предприятие совсем не для того, чтобы сохранить его профиль и развивать высокие технологии в электронной сфере («Воробьи над «Гравитоном», «ЗН» №36 от 17 сентября 2005 г. — Авт.). Там и разместятся таможенные склады, начнут работать фирмы по упаковке и переупаковке товара, его разгрузка, маркировка, будут решаться вопросы, что кому и за сколько. Это крупный бизнес, в котором крутятся огромные деньги. Развивать его непосредственно на границе не очень удобно. Черновицкие ребята, которым надоело каждый раз договариваться c Одессой, в этом очень заинтересованы. И в плане ликвидации Вадул-Сиретской таможни как раз и совпали местные и столичные интересы.
Ко всему прочему, в нынешнем году предусмотрено 400 млн. грн. по линии Евросоюза на обустройство таможенной инфраструктуры на пунктах пропуска «Вадул-Сирет» и «Порубное». Лакомый кусок для тех, кто умеет работать на строительном подряде, если дать свободу.
Вообще, Вадул-Сиретскую таможню ликвидировали на основании неквалифицированных выводов директора департамента собственной безопасности Константина Бриля. Об упразднении соответствующего приказа и прекращении давления на ее руководство написал в своем письме к Валерию Хорошковскому Александр Турчинов. Но кто такой Турчинов для Хорошковского?
Джерело: http://www.zn.ua
Коментарі (0)
Другие новости:
- 15.11.2024 13:14
- 15.11.2024 12:27
- 08.11.2024 11:46
- 31.10.2024 11:40
- 30.10.2024 09:01
- 29.10.2024 16:37
- 29.10.2024 09:25
- 28.10.2024 15:00