Румыния выдала гражданам Украины около 50 тысяч паспортов
- 29.06.2010 12:55Официально румынскими гражданами стали 3,5 тысячи буковинцев, по неофициальным данным — уже 50 тысяч человек. Что привело к такой ситуации, какая история Украинско-Румынских отношений, какова история Буковины? На эти и другие вопросы дают ответ журналисты издания "Сегодня" .
Вчера исполнилось ровно 70 лет с тех пор, как наша Украина, входившая в состав СССР, прирастила свои территории Северной Буковиной (ныне — Черновицкая область) и Южной Бессарабией (ныне западные районы Одесской области). И с той поры румыны никогда не соглашались с потерей этой территории. Даже во времена социализма, когда заявить о желании вернуть себе территорию, принадлежащую СССР, было преступлением, румынские власти продолжали лелеять мысль об этом. А с распадом Союза бухарестские политики и СМИ стали открыто заявлять о необходимости возвращения Северной Буковины, части Одесской области и других потерянных территорий в состав Великой Румынии.
И, в отличие от других соседей, румыны не только говорят, но и действуют — часть черноморского шельфа возле острова Змеиный уже перестала быть украинской. И это не все — еще с конца 90-х местные власти Черновцов бьют в набат по поводу того, что украинские граждане в области массово получают румынские паспорта. «А после волнений в Молдове, когда официальный Кишинев обвинил в них Румынию, Бухарест еще более упростил процедуру выдачи паспортов на территориях, отобранных у Румынии в 1940-м, — рассказывает уроженец Буковины, нардеп-нунсовец Геннадий Москаль. — Для этого создана специальная комиссия при Минюсте, которой, по сути, нужен лишь один документ — свидетельство о рождении кого-то из предков на территории Румынии до 1940 года. Не нужно даже знание румынского языка».
Теперь наше. В 1940-м Украине отдали часть Буковины и Одесской области
Официально румынскими гражданами стали 3,5 тысячи буковинцев, по неофициальным данным — уже 50 тысяч человек. При этом большинство из их владельцев украинские паспорта не сдавали, что является нарушением наших законов. «А зачем? Они ведь делают это не из большой любви к Румынии, а потому, что это фактически паспорт гражданина Евросоюза, — объясняет Москаль. — И потом, ответственности-то никакой! Ну, найдут румынский паспорт — и что? Уволят с госслужбы или не дадут быть депутатом. А если я грузчик или торговец, какая мне разница?!».
Вряд ли в Бухаресте не понимают истинные мотивы украинцев, получающих румынские паспорта. Но у них — свои планы. «Румыния как государство никогда не ставила этот вопрос об объединении бывших румынский территорий, — говорит сенатор от партии «Великая Румыния» Илие Илашку. — Однако в программах всех парламентских партий написано об этом объединении. Геополитический проект Великой Румынии включает в себя, кроме территории нынешней Румынии, Молдову, некоторые венгерские, сербские земли, а также украинские — Северную Буковину и часть Одесской области».
Впрочем, в Украине реальной угрозы со стороны румынских реваншистов на официальном уровне не видят. Во-первых, считается, что никто в Европе никогда не даст ни румынам, ни кому либо, добро на пересмотр границ Украины. Во-вторых, румыны (даже вместе с молдаванами) составляют на «спорных территориях» подавляющее меньшинство населения. В-третьих, военным путем румыны эти области у нас отобрать не смогут — силенок маловато, да и международное сообщество свое слово скажет. «Угрозы территориальной целостности Украины нет, — уверен нардеп-дипломат из Партии Регионов Леонид Кожара. — Румынские паспорта — это неприятный момент для Украины, но не более. В долгосрочной перспективе это вообще не проблема, так как рано или поздно у всех украинцев, как и у остальной Европы, будет единый паспорт ЕС».
Румыния была готова воевать в СССР
По-советски. Красная Армия несет освобождение украинцам
Само название «Буковина» — явно славянское, но в средние века она активно заселялась румынами, которые тогда делились на молдаван и валахов (в Южной Буковине даже находится древняя столица Молдовы Сучава). Однако власти Австрийской империи, в которую вошла Буковина в 1775 году, явное предпочтение при заселении региона отдавали русинам (будущим украинцам). Причина проста: Румыния в XIX веке получила государственность и могла претендовать на спорную территорию, а у русинов своего государства не было.
Не удивительно, что при распаде Австро-Венгрии в 1918 году первоначально шансов взять власть в Буковине больше было у украинцев, — они первыми создали здесь военизированные отряды. Однако румын поддержала Румыния, в то время как УНР и ЗУНР помощи буковинским украинцам не предоставили. В результате в январе 1919-го было объявлено о вхождении Буковины в Румынию.
Король Румынии Михай I был врагом Сталина, а потом получил от него орден
1940 ГОД. Часто заявляется, что присоединение Северной Буковины к СССР стало последствием пакта Риббентропа— Молотова. Однако, в отличие от Бессарабии (будущей Молдовы), будущая Черновицкая область не была прописана в секретных протоколах германо-советских соглашений. Это была «самодеятельность» Сталина, объясняемая, видимо, военно-стратегическими соображениями — от Буковины было рукой подать до нефтяных промыслов в румынском Плоешти (главном источнике нефти для Германии).
Само присоединение тоже могло быть не мирным: Румыния до последнего момента была готова воевать с Советским Союзом. Был готов к войне и СССР: еще 9 июня для этой цели был создан Южный фронт. Однако войны не было — Германия, которая еще не завершила завоевание Европы отказалась поддержать Румынию, чтобы не ссориться с Советским Союзом. И 27 июня Бухарест принял условия советского ультиматума о передаче Бессарабии и Северной Буковины. А уже к вечеру 28 июня Красная Армия заняла все основные города этих территорий, включая Кишинев и Черновцы. Также были заняты южные районы Бессарабии, которые были объединены в Измаильскую область, а уже после войны присоединены к Одесской области.
«Родители рассказывали, как это было: вечером заснули при румынах, а утром увидели советские танки, — рассказывает нардеп-нунсовец Геннадий Москаль. — Поначалу Красную Армию приветствовали, братались. Да и до войны советская власть ничего плохого не делала. Это уже в 1944-м, когда немцев и румын выгнали, был издан указ о национализации земли в Буковине. И началось раскулачивание».
Кстати, сегодня Украина отмечает еще один юбилей: 65 лет назад, 29 июня 1945 года, был подписан договор о передаче в состав СССР Закарпатья. Это было предпоследнее территориальное приобретение Украины — впереди оставалась еще передача Крыма из РСФСР в УССР.
Император. От благодарного Арсения Яценюка
Живописная прикарпатская Буковина (название пошло от обширных буковых лесов), которую президент недавно перепутал с созвучным горнолыжным курортом Буковелем соседней Ивано-Франковщины, хоть географически и принадлежит Западной Украине, но ментально далека от нее — даже в селах чаще услышишь русский, румынский или молдавский языки, чем украинский. В отличие от львовян, здесь равнодушно относятся к Бандере. В Черновцах не увидишь ни памятников, ни улиц, посвященных лидеру ОУН-УПА. Вместо этого есть «советские» улицы Юрия Гагарина, Аркадия Гайдара (украинские националисты, кстати, требовали переименовать улицу имени автора «Тимура и его команды» в улицу командира УПА Шухевича, но депутаты местного горсовета не проголосовали за это решение), Розы Люксембург и памятник австрийскому императору Францу-Иосифу, который к 600-летию родного города в 2008-м подарил его знаменитый уроженец, политик Арсений Яценюк. Буковинцы с теплотой говорят о «цисаре» Франце-Иосифе, при котором в середине ХIX века здесь открыли университет.
Хотя во времена Австро-Венгрии «цисарь» в Черновцах не стоял — главным считался монумент имперского орла на Центральной площади. Простоял он там до прихода румын в 1918-м, после чего был заменен скульптурой румынского быка, возносящего копыто над австрийским орлом. Рассказывают, что украинские студенты по ночам в насмешку оставляли перед ним сено и воду, из-за чего нарывались на проблемы с полицией. Советская власть быка заменила Лениным. «Лидер коммунистов протягивал кепку к зданию банка, а кулак сжимал в сторону обкома, нынешней обладминистрации», — вспоминает черновицкий врач Олег Дацко. При независимой Украине Ильича сняли и ничего там больше не ставили.
ПОДАРОК «ЦИСАРЯ». Нынешняя визитная карточка Черновцов не принадлежит ни румынским, ни советским временам — это построенное при Франце-Иосифе коричневое здание университета (которое в «довузовский» период успело пару лет побыть резиденцией буковинских митрополитов). Центральные улицы Черновцов, как и бывшего вместе с ним в Австро-Венгрии Львова, выложены брусчаткой. Черновцы, правда, выглядят ухоженнее и чище, — говорят, местный мэр строго следит за уборкой улиц и хорошо платит дворникам.
«Пьяная» церковь. Главное наследие Румынии
«ПЬЯНАЯ» ЦЕРКОВЬ. А вот следов румынского периода на Буковине осталось не много. Здесь вообще недобрым словом вспоминают «двадцатилетку» румынского правления. «Как мне рассказывала бабушка София, после Первой мировой войны в Черновцы на смену австро-венгерской демократии пришли тоталитарные времена румын, когда говорить в общественных местах по-украински запрещали, все держались по стойке смирно», — говорит преподаватель из Черновцов Игорь Дячук.
Самый выдающийся и любимый местными памятник румынских времен — Николаевский православный храм с кручеными куполами на улице Русской. За необычный вид черновчане называют церковь «пьяной». Румыны строили ее с перерывами с 1927 по 1939 годы по образцу храма XVI столетия в румынском городке Куртя де Арджеш. Два колокола привезли с «родины Дракулы» — Трансильвании. Эту оригинальную церковь, купола которой производят уникальный визуальный эффект, показывают гостям города как «фишку».
БУКОВИНА: «НЕРУМЫНЫ» ВСПОМИНАЮТ КОСОВО
Идею «возвращения отнятой Сталиным» Черновицкой области и возрождения Великой Румынии «нерумыны» региона не одобряют. «Румыны живут еще хуже нас, хоть уже и в ЕС. В Европе они сами на птичьих правах. Посмотрите на их приграничные села — люди там нищенствуют. Как и наши, ездят на заработки в более благополучные европейские страны», — говорит черновчанка Елена Мала. «Румыния ассоциируются у нас с отсталой страной, — откровенничает завмагазином Оксана Ильчук. — Говорят, будто румыны хотят отдать Украине Приднестровье в обмен на Северную Буковину, но никто всерьез такие разговоры не воспринимает. Если такие притязания будут, конфликта не избежать». При этом женщина признает: буковинская и румынская культуры настолько переплелись, что иногда их трудно различить. «Песни, танцы, традиции, национальная одежда — похожи. В наших кафешках отлично готовят мамалыгу — румынскую кашу из кукурузной муки», — говорит Оксана.
Известный черновчанин, 80-летний музыкант Иосиф Эльгисер считает, что присоединение к Румынии невозможно — черновчане бы воспротивились. «То, что область в период между двумя мировыми войнами принадлежала Румынии, не дает этой стране оснований для территориальных претензий. В 1918 году Северной Буковиной просто рассчитались на переговорах Антанты с Германией», — говорит старожил. Он вспоминает, что в 1930-е годы в школах преподавали только по-румынски (он и сам так учился), преследовали евреев и унижали украинцев, а полицейские по любому поводу били палками прямо на улице. «Это был диктат, режим фашиста Антонеску», — Иосиф Моисеевич не очень охотно вспоминает те времена.
«СООТЕЧЕСТВЕННИКИ». Сре- ди румыноязычных буковинцев нет единого мнения насчет возможного союза с исторической родиной. «Зачем менять шило на мыло. У меня по ту сторону кордона родные живут, так они еле сводят концы с концами, работы нет. Племянница из Румынии выехала на заработки в Италию, где вкалывает за копейки», — говорит Адриан Лупу из-под Черновцов. Он считает, что румынские паспорта делают только из-за возможности беспрепятственно мотаться в Европу: «Одни на заработки уезжают, другие возят в Румынию сигареты и водку, с этого и живут. Если бы можно было пересекать границу с украинским паспортом, румынский «орел» не нужен был бы». Лупу не верит в предположения, что жители Буковины с румынскими паспортами могут объединиться и потребовать автономии (буковинцев пугают косовским вариантом: мол, Румыния может ввести натовские войска для защиты своих граждан).
Но недовольство Украиной все же присутствует: к примеру, буковинские румыны сетуют на украинизацию «с пеленок». Депутат Черновицкого облсовета, глава организации «Дом румынского языка» Василий Терицану сокрушается, что в загсах в свидетельства о рождении детей имена записывают в украинском варианте: «Ион становится Иваном, Елена — Оленой, Михай — Михайлом».
ВЕРБУЮТ УМНЫХ. А вот румыноязычная молодежь не прочь объединиться с Румынией. «Черновицкая область сформировалась в Румынии, нас так учили в школе. Да и сейчас я, честно говоря, не чувствую, что живу в Украине, — признается юная Елена Попеску из городка Герца под Черновцами, где, в основном, живут румыны. — Все вокруг говорят по-румынски, телек ловит румынские каналы без спутниковой антенны. Румыния уже в Европе, а, значит, опередила Украину, через пару лет жизнь там улучшится. А в Украине еще долго будет плохо».
Выпускники школ все чаще уезжают учиться на престижные специальности в румынские вузы. В одном из учебных заведений Буковины, попросив не называть его, нам рассказали, что румыны сами приезжают вербовать лучших старшеклассников. Учителя говорят, что Румыния хочет переманить к себе самых умных. «Мой сын учится в Бухаресте на врача. В Украине в мединститут можно было поступить за большую взятку, таких денег у нас не было. А в Румынии ему и стипендию платят, и хорошую комнату дали в общежитии. На каникулы он ездит автостопом в Испанию, Италию. Домой возвращаться не собирается. Когда получит румынское гражданство, ему открыта дорога в Европу», — рассказывает Иван Щербань из Черновцов.
Скорее всего, «румынизация» региона и закончится тем, что буковинские румыны и молдаване, получив европаспорта, покинут Украину. Что касается косовского варианта, то он маловероятен по одной простой причине: румыны и молдаване вместе составляют лишь 20% населения области. 80% — это, в основном, украинцы и русские. Конечно, многие из них при возможности тоже постараются получить паспорт для поездок в ЕС, но поддерживать присоединение Северной Буковины к Румынии они никогда не будут.
В Одессе все спокойно
В отличие от Северной Буковины, в юго-западных районах Одесской области румынского влияния не чувствуется вообще. По данным всеукраинской переписи населения 2001 года, в Одесской области проживает чуть больше 700 румын. Наши источники в МИД говорят, что румынские паспорта имеют не больше 500 жителей области. В тоже время сейчас, как рассказал «Сегодня» президент молдавской ассоциации Украины Анатолий Фетеску, численность румынской общины выросла - за счет «румынизированных» за последние годы молдаван. «Румынские общественные организации и дипломаты ведут постоянную пропаганду среди населения молдавских сел, - утверждает Фетеску. - Приоритетным для Бухареста на Одесчине является финансирование национально-культурных инициатив, не всегда, кстати, безобидных. Например, установку в селе Озерное Измаильского района памятника маршалу Авереску (войска под его руководством оккупировали Бессарабию в 1917 году, - Авт.) иначе как провокацией не назовешь". Экс-мэр Измаила Станислав Борисенко утверждает: Румыния сосредоточила на Дунае большой речной флот — бронекатера, десантные баржи, «речные линкоры». И поэтому Украине нужно наращивать свое военное присутствие. Но действующая и. о. городского головы Измаила Ирина Рудниченко большой опасности со стороны соседей не видит. «Думаю, эта проблема надумана. Даже культурное общество румынское особо себя в Измаиле не проявляет. Нет и экономической экспансии», — отметила она.
Автор: Дмитрий Коротков, Александра Харченко
Источник: www.segodnya.ua
Коментарі (0)
Другие новости:
- 21.11.2024 14:56
- 15.11.2024 13:14
- 15.11.2024 12:27
- 08.11.2024 11:46
- 31.10.2024 11:40
- 30.10.2024 09:01
- 29.10.2024 16:37
- 29.10.2024 09:25